 |
Административное принуждение - самостоятельная разновидность
государственного принуждения, метод внешнего государственно-правового
воздействия на поведение и сознание людей, применяемый в сфере
государственного управления в целях наказания правонарушителей.
Меры правового принуждения могут быть подразделены на две группы:
- юридические санкции (основная группа), т.е. государственно-принудительные,
являющиеся реакцией государства в отношении конкретного лица на
факт противоправного поведения;
- государственно-необходимые, профилактические и превентивные
меры правового принуждения.
Меры принуждения в праве нацелены на то, чтобы устранять возникающие
в правовой системе аномалии, приводить ее в случаях неправомерной
ситуации в нормальное состояние, воздействовать на лиц, нарушающих
правопорядок.
Правовое принуждение, следовательно, существует в данном случае
в рамках правоохранительных отношений и выражает реакцию государства
на неправомерное поведение участников общественных отношений, на
препятствия, возникающие в процессе функционирования правовой системы.
В то же время в ограниченном числе случаев меры правового принуждения
могут применяться и для решения государственных задач, сопряженных
с экстремальными социальными условиями, – военной обстановкой,
стихийными бедствиями (например, реквизиция имущества).
В интересах государственной безопасности, охраны прав граждан
применяются досмотр багажа и личный досмотр, проверка документов
и др. Часть такого рода государственно-принудительных мер, так
же как и процессуальные предупредительно-обеспечительные меры (обыск,
выемка, наложение ареста) и меры, выражающие предупреждение возможного
причинения обществу необратимого вреда (профилактическое изъятие
огнестрельного оружия у лиц, страдающих хроническим алкоголизмом),
связана с правоохранительной деятельностью компетентных государственных
органов.
Юридические санкции - это основная группа государственно-принудительных
мер, отличающихся от всех иных тем, что они выступают в качестве
государственно-властной реакции на факт противоправного поведения,
направлены на предупреждение правонарушений и иного противоправного
поведения, на ликвидацию их последствий, связаны с воздействием
на правонарушителя и всем этим выражают особую правовую оценку
противоправного поведения, противоправной ситуации. Между
тем с точки зрения содержания правового принуждения и складывающихся
в связи с ним отношений санкциями являются, прежде всего, сами
меры, реальные "носители" государственно-принудительного
воздействия. По своей первичной основе санкции – это всегда государственное
принуждение к исполнению требований права. Как только сложилась
противоправная ситуация, произошел "сбой" в функционировании
правовой системы (не исполняются юридические обязанности, есть
преграды в осуществлении прав, произошло умаление правового блага
субъекта и др.) и все это находится в причинной связи с противоправным
поведением того или иного лица, возникают в соответствии с действующими
нормативными положениями основания к применению санкций, которые
выступают в качестве реакции государства на факт противоправного
поведения лица и состоят в наступлении для него известного правового
урона (правоограничения, возложение на лицо специальных обязанностей).
Особенности юридических санкций выражаются в их делении на правовосстановительные
(они состоят в устранении вреда, возникшего в результате неправомерного
поведения, в восстановлении нарушенных прав, обеспечении исполнения
обязанности) и штрафные (они состоят в таком правовом уроне для
правонарушителя, который заключается в новых для него обременениях
– правоограничениях, специальных обязанностях). Это деление санкций
совпадает с классификацией санкций на меры защиты и меры ответственности.
Указанные два деления дополняют друг друга. Если первое из них
характеризует содержание юридических санкций, их значение для существовавших
до противоправного поведения правоотношений, то второе отражает
особенности действия санкций, заложенных в них социальных программ,
их последствий для лица, в отношении которого они применяются. |